От Реформации к Контрреформации, а затем – к углубленной Реформации

Эрик ван Альтен

Скачать PDF

Abstract


Антикатолическая направленность Гейдельбергского катехизиса общеизвестна. Многие положения катехизиса оспаривают римско-католическое вероучение. Однако эти положения не извлекались из каких-то учебников и не составлялись из академического интереса. В первую очередь, они были ответом на экклезиологический контекст того времени. В то время, когда курфюрст Фридрих III поручил написать Гейдельбергский катехизис, по другую сторону Альп проходили заседания Тридентского собора. Примечательно, что на этих заседаниях незадолго до этого было принято решение написать собственный катехизис. Скорее всего, принимающие решения в Гейдельберге знали о том, что происходит в Тренто, и действовали соответственно. В основании решения написать Гейдельбергский катехизис лежало осознание важности катехизации. Эта важность подчеркивается в нескольких документах, связанных с Гейдельбергским катехизисом. Примечательно, что в них реформатский принцип катехетического обучения противопоставляется римско-католическому таинству конфирмации (миропомазания). Если катехетическое наставление проводит детей от крещения к Вечере Господней, то таинство конфирмации, напротив, уводит от мысли о безотлагательности катехетического обучения в любой его форме.