Иов: Повесть об испытании праведника
Александр Бычков
Abstract
Книга Иова состоит из двух основных частей: прозаических пролога с эпилогом, описывающих завязку и развязку повествования, и большого поэтического блока, посвященного диалогу между Иовом и прочими персонажами книги. В восприятии книги Иова – как популярном, так и академическом – связь между этими двумя частями книги часто недооценивается. Так происходит, во-первых, из-за неверных вопросов, с которыми люди подходят к изучению этой книги. Например, это вопросы о причинах страданий и ответственности за них Бога. Во-вторых, из-за предполагаемой истории композиции книги Иова, которая не предполагает поиска единого сюжета. Статья предлагает читать книгу Иова как произведение с единым сюжетом, построенным вокруг вопроса сатаны: «разве даром богобоязнен Иов?» (Иов 1:9) Вопрос, озвученный сатаной на небесном суде, инициировал испытание, которому подвергся Иов. Целью испытания было узнать, сохранит ли Иов свою праведность в страданиях так же, как сохранял ее в благословении. Потому столь важна реакция Иова на испытания. В прологе (гл. 1–2) вопрос сатаны инициирует испытание. В диалогах с тремя друзьями (гл. 3–31) мы можем увидеть реакцию Иова на это испытание. В речах Елиуя (гл. 32–37) мы слышим оценку этой реакции Елиуем. Затем Божьи речи (гл. 38–42:6) исправляют реакцию Иова. И лишь в эпилоге (42:7–17) испытание можно считать успешно пройденным. Таким образом, по мнению автора, книга представляет собой единое произведение об испытании праведного.