Страдающий Иов, разгневанный Елиуй и милосердный Бог
Александр Бычков
Abstract
В статье рассматривается роль Елиуя в книге Иова. Предлагается рассматривать речи Елиуя в связи с общей темой книги: преодоление праведным Иовом испытания, наведенного на него Богом из-за обвинения сатаны (1:9). При этом утверждается, что речи и фигуру Елиуя необходимо воспринимать всерьез, и общий тон его речей указывает на серьезность ситуации и его искренность, а не на предполагаемую комичность Елиуя. Елиуй в книге Иова играет роль арбитра, отвечающего на иск Иова к Богу. Исполняя свою задачу защиты Бога от обвинений Иова и опровергая их, он также показывает читателю книги ошибочность реакции Иова на испытание. Для этого он формулирует позицию Иова, которая сводится к тому, что незаслуженные страдания Иова делают Бога неправым. Из этой же позиции извлекается вывод о нецелесообразности служения Богу, который подвергает праведника незаслуженным страданиям. Таким образом, речи Елиуя указывают на опасное приближение Иова к подтверждению обвинения сатаны и провалу испытания. Елиуй упрекает Иова именно за его претензии к Богу и за вывод, которой он делает. В своей защитной речи Елиуй отстаивает величие Бога в Его милосердии и праведности. Его задачей является не только опровергнуть упреки Иова к Богу, но и примирить Иова с Богом. Он стремится изменить отношение Иова к Богу, показывая, что и в страдании Иова Бог остается праведным Правителем и милосердным Учителем. В речах Елиуя отсутствует строгая связь между страданиями Иова и его предполагаемыми грехами. Он призывает Иова к покаянию, но это покаяние подразумевает именно отказ от обвинений к Богу и попыток судиться с Ним, то есть относится к его реакции на испытание. Верной реакцией будет желание учиться у Бога и благоговение перед Ним. Именно так Иов должен был воспринять свое испытание.